Ученые Московского городского психолого-педагогического
университета, исследуя тему поведения членов семьи в кризисных
условиях, пришли к выводу, что в бедах детей виновно общество. Вернее,
установки, которые сегодня царят в нем. Ныне, отмечают психологи, еще
более заметнее отчужденность родителей и детей, явственнее дефицит
душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны
родителей. Родители мало общаются с детьми. Дети часто предоставлены
сами себе. Вместо беседы с родителями ребенок «общается» с телевизором.
Телевизор же, по мнению школьных психологов, которые обсуждали с
детьми программы ТВ, «депрессивен и агрессивен». «Учителя и школьные
психологи тоже отмечают возрастание негативного восприятия родителями
детей. Большинство родителей с трудом способны развить в разговоре тему
- «какой у меня хороший ребенок», а о том, «какой плохой ребенок»,
могут говорить часами, - считает психолог Надежда Авдеева. -
Одновременно и сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о
друге». Даже воспитатели дошкольных учреждений замечают
равнодушие родителей к проблемам детей, свидетельствуют данные опросов
социологов университета. Молодые папы и мамы стали реже, чем раньше, и
с неохотой посещать консультации, организованные воспитателями,
родительские собрания. Часто родители, не имеющие возможности взять
больничный лист, проявляют равнодушие и к здоровью ребенка. Таков
результат воздействия кризиса на семью. Как считает психолог
Ольга Здравомыслова, в условиях социальной и экономической
нестабильности под гнетом страха «не справиться» с жизнью: потерять
работу, обеднеть, заболеть - родители становятся неуверенными,
уязвимыми и эмоционально нестабильными. У родителей, отмечает Ольга
Здравомыслова, появился сегодня новый социальный страх - неуспешность
детей. Взрослые боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или
недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями в старших
классах, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться
неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без
перспектив в будущем. Этот родительский страх въедается в душу
ребенка, уверены психологи, а там и недалеко до беды. Дети терпят
издевательства сверстников, а то и учителей, боясь потерять престижную
школу, испортить отметку в аттестате, испортить отношения с учителями.
Дети молчат и терпят, боясь доставить своим измотанным родителям
дополнительные хлопоты. Кстати, сегодня, замечают психологи,
появляются и дополнительные проблемы. Речь идет и об ужесточении
итоговой оценки. Если раньше выставляли «три в аттестате - а два в
учительском уме», то в условиях единого экзамена беспристрастная машина
выдаст законную двойку. Будет ли к этому готово родительское тщеславие?
Высшая школа экономики зафиксировала в последнем исследовании на тему
«Экономика образования», что число родителей, желающих во что бы то ни
стало высшего образования для своих детей, возросло в последние два
года еще на 7%.
|