Целый день вы крутитесь как белка
в колесе, покидаете офис с последней уборщицей и все равно ничего не
успеваете? Тогда, возможно, вам помогут уроки тайм-менеджмента.
1. Планируйте свой рабочий день.
Установлено, что десятиминутная подготовка к рабочему дню позволяет
экономить более часа рабочего времени. В то же время имейте в виду, что
план - это не закон, а всего лишь желаемый путь развития событий, от
которого возможны отступления: клиент иногда опаздывает, совещание -
затягивается, цифры в отчете - не складываются... Чтобы потом не
метаться между запланированным и авральным, учитывайте следующее
правило: планировать нужно не более 60% своего времени, а 40% - это
резервный фонд для неожиданных и неотложных дел. Если же такие дела не
появятся, возьмитесь за решение задачи на перспективу или займитесь
чем-либо для собственного развития.
2. Основное внимание - главным вещам!
После того как список запланированных дел составлен, необходимо
расставить приоритеты. Для этого научитесь делить свои ежедневные
задачи на четыре категории: важные и срочные; важные и несрочные;
неважные и срочные; неважные и несрочные. Начинать рабочий день,
разумеется, нужно с выполнения задач важных и срочных. К ним, к
примеру, могут относиться встречи с клиентами, составление отчета,
подготовка к конференции и т. п. в зависимости от специфики
деятельности. Даже если вы не сможете выполнить весь свой план на день,
осознание того, что важнейшее сделано, придаст вам ощущение успеха.
С
делами несрочными и неважными тоже все просто - их можно пока отложить
на потом: как показывает практика, многие отложенные вопросы решаются
сами собой, за счет функционирования системы. А вот между решением дел
важных, но не срочных и срочных, но не важных нередко возникает
дисбаланс. Большинство из нас привыкли ориентироваться на срочность,
больше внимания уделять «горящим» вопросам. Из-за этого инвестиционные
задачи все время переносятся - часто до того момента, пока не
перерастут в раздел важных и срочных, и вот тогда мы хватаемся за их
выполнение, но уже в авральном режиме. Поэтому лучше все-таки оба этих
вида дел (неважные и срочные; важные и несрочные) по возможности
чередовать.
3. Формируйте рабочие блоки, в
которые вы будете включать схожие по характеру задачи. Например, в
первой половине дня вы работаете с клиентами, после обеда - с
документами и, наконец, вечером беретесь за блок «рутинных» дел, не
требующих сверхконцентрации: телефонные обзвоны, ответы на письма
респондентов и т. д. Ведь всякое переключение внимания с одной
категории дел на другую требует затрат времени и усилий для очередного
«разбега» и «погружения».
4. Ориентируйтесь на достижение собственных целей.
Постановка жизненных целей - целая наука, об этом написаны тома. Но
даже если вы еще не успели расписать предстоящую жизнь на этапы и
задачи, то наверняка знаете, чего хотите от данной компании в ближайшие
несколько лет. Так вот, выполняя те или иные дела (особенно затратные),
задавайте себе вопрос: «Насколько это приближает меня к цели?» или «А
зачем вообще это делать?». Такие самокритичные вопросы помогают
выяснить, что некоторые дела в действительности не нужны или могут быть
выполнены лишь в «общих чертах».
Кстати, очень часто продвижение к
цели сдерживается и нашим неумением говорить «нет». Речь идет в первую
очередь о следующей ситуации: у начальства и ряда коллег может
выработаться привычка обращаться к вам с просьбой выполнить те или иные
дела, потому что вы никогда не отказываете. Конечно, считаться с
интересами других людей очень важно. И все же нужно решить, каковы ваши
приоритеты, и иметь мужество, чтобы учтиво и не оправдываясь сказать
«нет» всему остальному. Сделать это можно, если внутри вас пламенеет
большое «да». «Да» собственным интересам!
5. Устанавливайте регламент. Вместо того чтобы
говорить себе (или своим подчиненным): «Надо закончить отчет как можно
быстрее» или «Переговоры не должны затягиваться надолго» - более четко
формулируйте задачи: «Отчет следует сдать в пятницу» или «Встреча
должна длиться не более часа».
6. Максимально переключайтесь во время отдыха.
Слишком долгое удержание внимания на одном деле утомляет, в результате
КПД падает. Поэтому через каждый час устраивайте 5-7-минутную
запланированную (!) передышку. Но учтите, отдыхать - это не значит
«ползать» в Сети по нерабочим сайтам. Чтобы восстановить силы и
энергию, необходимо максимально переключиться: выйти в коридор, на
балкон, выполнить несколько простых упражнений, попить чайку-кофейку
(но не за рабочим столом). В общем, как говорил Владимир Маяковский:
«Товарищ, запомни правило простое: работаешь - сидя, отдыхай - стоя!»
7. Не распыляйтесь по мелочам.
Начальник спешит поделиться свежими идеями, коллега просит совета, друг
звонит поинтересоваться планами на вечер... Если сложить вместе все эти
минуты и прибавить к ним внутренние отвлекающие моменты - посмотреть в
Интернете новости, проверить почту, разложить пасьянс, - то окажется,
что вместе они отнимают если не половину, то как минимум четверть
рабочего времени. Попробуйте такую простую вещь, как хронометраж.
Возьмите лист бумаги и каждые полчаса записывайте, чем занимались с
точностью до пяти минут. В конце дня подсчитайте, сколько времени у вас
уходит на продуктивную работу, а сколько разошлось по мелочам.
Управлять собой на основе цифр и фактов всегда легче, поэтому не
поленитесь вести дневник времени хотя бы несколько дней. Возможно,
отследив, сколько часов или минут у вас улетает впустую, вы тут же
начнете вести борьбу с пожирателями времени. Как? Смотрите правило № 8.
8. Минимизируйте переключения во время работы.
Как правило, почетное первое место в списке поглотителей времени
занимают уведомления о получении электронных писем и сигнал ICQ. При
том, что важных сообщений из всего объема - не более 10%! Чтобы то и
дело не отвлекаться, отключите напоминание и проверяйте почту 2-3 раза
в день, скажем утром, в обед и перед уходом.
Для борьбы с визитами
коллег в стиле «есть минутка?» воспользуйтесь методом «красного
флажка». Объясните сотрудникам, что, когда на вашем столе стоит красный
флажок (открытка, рамочка), вас беспокоить нельзя. Это правило-игра
отлично срабатывает, никого при этом не обижая. Если же вас
останавливают поговорить, не принимайте предложения сесть: беседа точно
затянется. Или носите с собой папку с документами - это будет сигналом
того, что вы спешите по делу.
9. Крупные и затратные дела выполняйте порциями.
Приступить к написанию диссертации, прочитать тяжело написанную
профессиональную литературу, то есть заставить себя заниматься делами,
результат которых отсрочен во времени, бывает довольно сложно. Подобные
задачи называются «слонами» - они объемны, и их невозможно «съесть» в
один присест. Что делать? «Разрезать слона на бифштексы», то есть
разделить на порции и включать в план дня по одной. Например, если
«слон» - тяжелая профессиональная литература, то «бифштекс» - прочитать
всего две страницы в день. При таком подходе вы довольно скоро
обнаружите, что ваш «слон» успешно «съедается» и от него остается все
меньше и меньше. Если же речь идет о написании диссертации, дипломной
работы или просто статьи, можно попробовать применить метод
«швейцарского сыра»: выполняйте проект не в логическом порядке, а в
произвольном, «выгрызая» из разных мест «кусочки» попроще и поприятнее.
То есть начинайте писать с того места, который лучше всего
сформировался в голове. Достижение промежуточных результатов будет
мотивировать выполнение оставшихся задач, и постепенно вы «сгрызете»
весь кусок до конца.
10. Принимайте решения и выполняйте их.
Принятие решения не должно превращаться в затяжной процесс. Необходимо
сформулировать все возможные варианты, расписать их плюсы и минусы и
выбрать наиболее приемлемый из имеющихся. Возможно, он и не самый
хороший, но это лучше, чем бесконечно метаться в поисках идеала. В
общем: если делать - то делать!
Безусловно, методики
тайм-менеджмента работают и помогают человеку успевать больше. Однако
основной секрет эффективного использования времени вовсе не в ведении
хронометража, планировании и прочих хитрых «штучках», а во внутренней
мотивации, в заинтересованности работой. Если ее нет, то никакой
тайм-менеджмент не поможет.